Используя данные марсохода Curiosity («Любопытство»), команда планетологов определила, что накоплению осадочных пород в кратере Гейла на Марсе способствовало наличие воды. Изучаемые отложения находятся в нижней части склона горы Шарп в центре кратера.

«Наблюдения позволяют предполагать, что в период между 3,8 и 3,3 млрд лет назад существовала серия долговременных водотоков и озер, которые сформировали в этом регионе отложения, ныне слагающие нижние слои горы Шарп». – говорит Эшвин Васавада, ученый из научной команды аппарата Curiosity в Лаборатории реактивного движения НАСА. Новое исследование добавляет информацию к предыдущей статье, в которой ученые описывали следы существования древних озер в кратере Гейла.

По словам другого специалиста, Майкла Мейера из Программы исследования Марса Американского космического агентства, благодаря Curiosity ученые получили возможность проверить свои гипотезы о прошлом Марса. «Очевидно, что в прошлом Марс был намного больше похож на Землю, чем сейчас. Наша цель – выяснить, почему Марс мог поддерживать мягкий климат, и что случилось с этим влажным Марсом теперь».

Ранее существовали различные гипотезы, объясняющие формирование пород в кратере Гейла, в том числе такие, в которых не была задействована вода. Благодаря Curiosity мы уже убедились, что породы в кратере формировались в условиях активной поверхностной гидросферы.

«В ходе движения по маршруту в кратере Гейла мы находили геологические свидетельства существования быстрых водяных потоков, приносящих слабоокатанный гравий, а также места, где потоки, вероятно, впадали в водоемы со стоячей водой». – продолжает Васавада. – «Тогда мы предсказывали, что ближе к горе Шарп начнем встречать мелкозернистые водные отложения. И теперь, добравшись до места, мы в изобилии находим слоистые аргиллиты, которые выглядят, как озерные отложения». Аргиллиты, т. е. сцементированные глинистые породы, формируются в стоячей воде на протяжении длительного времени. Уровень воды, вероятно, неоднократно повышался и снижался в течение сотен миллионов лет. Именно такие озерные осадочные породы формируют нижние склоны горы Шарп.

По данным наблюдений Curiosity и орбитального аппарата MRO, принесенные водными потоками породы встречаются до высоты около 150-200 м от дна кратера Гейла. Более того, отложения со следами взаимодействия с водой встречаются на склонах горы Шарп на высоте до 800 м от ее подножья. Выше этой отметки на горе Шарп свидетельства взаимодействия с водой, судя по всему, отсутствуют. Ученые отмечают, что это не обязательно указывает на то, что вода не поднималась выше этой отметки. Породы, сформированные в водных условиях, могут быть перекрыты более молодыми отложениями.

Ниже показана панорама, составленная из снимков Curiosity в точке «Кимберли». На переднем плане видны слоистые осадочные породы, слагающие нижнюю часть горы Шарп. Цвета на снимке не соответствуют реально наблюдаемым. Цветовая коррекция сделана, чтобы упростить определение горных пород.