Более года на орбите вокруг кометы 67P/Чурюмова-Герасименко находится европейский исследовательский космический аппарат «Розетта» (Rosetta). Он сделал множество снимков поверхности кометы в высоком разрешении, но один регион этого космического тела до сих пор оставался неизученным.

Комета 67P имеет сложную форму. Она состоит из двух выделяющихся частей, соединенных перемычкой. Времена года на ее поверхности также сменяются неравномерно. Как известно, период обращения кометы вокруг Солнца составляет 6,5 лет. Большую часть пути, в течение 5,5 лет, южное «полушарие» кометы находится в состоянии долгой темной зимы, а Солнце освещает лишь северную половину тела. Однако за несколько месяцев до пролета перигелия, т. е. минимального расстояния до Солнца, времена года меняются. В южном «полушарии» начинается короткое, но очень горячее лето.

В августе 2014 года, когда «Розетта» начала активное изучение кометы 67P, лето в северной ее части еще продолжалось, а южные регионы оставались темными. Единственными инструментом на «Розетте», пригодным для изучения областей поверхности, не отражающих солнечного света, был микроволновой детектор MIRO. В новой статье, которая уже принята к публикации в журнале Astronomy and Astrophysics, ученые анализируют данные с этого прибора.

По словам Мэтью Чукроуна (Mathieu Choukroun) из Лаборатории реактивного движения НАСА, ведущего автора исследования, MIRO неоднократно проводил съемку «темной стороны» кометы 67P при пролете зонда над этой территорией. Полученные данные дают любопытную информацию о составе пород, находящихся под поверхностью южной области. Интерес ученых вызвала разница между наблюдаемыми картинами в миллиметровом и субмиллиметровом диапазонах длин волн. Эти различия могут указывать на присутствие большого количества льда в первых десятках сантиметрах от поверхности.

«К нашему удивлению выяснилось, что температурные и электрические свойства в районе южного полюса значительно отличаются от свойств в других регионах кометного ядра». – говорит Чукроун. – «По всей видимости, породы на поверхности или в первых десятках сантиметрах от нее состоят из очень прозрачного вещества, которым может быть водяной или углекислый лед».

Разница между поверхностным и подповерхностным составом кометы в темной части ядра и в остальных может быть связана с явлениями сезонных циклов. Согласно одному из возможных объяснений, водяной пар, испарившийся с поверхности южных регионов во время предыдущего короткого пролета перигелия, затем конденсируется и возвращается на комету. Предположения ученых, впрочем, пока основаны на предварительных результатах анализа данных, поскольку для их интерпретации необходимо знать особенности строения ядра. В то время, когда были сделаны измерения, форма темных полярных регионов еще не была измерена с необходимой точностью.

«Мы планируем провести повторный сбор данных при помощи MIRO с учетом обновленное модели формы ядра, чтобы проверить и уточнить более ранние результаты». – добавляет Чукроун. В мае 2015 года времена года на комете 67P поменялись. «Южное» лето продлится приблизительно до начала 2016 года. В этот короткий промежуток времени ранее затененный регион можно изучать при помощи установленных на «Розетте» спектрометров в видимом и инфракрасном диапазоне. За последние месяцы космический аппарат уже несколько раз пролетел над южным регионом и начал сбор данных. В то же время из-за попыток установить связь с находящимся на поверхности зондом «Филы» процесс изучения южных областей кометного ядра проходил не очень активно.

На снимке ниже – карта подповерхностной температуры на комете 67P, построенная по данным детектора MRIO.