Космический аппарат New Horizons («Новые горизонты»), совершивший близкий пролет около Плутона в июле 2015 года, продолжает передавать на Землю собранные данные. Среди них – часть подробных снимков поверхности этой карликовой планеты. «Плутон демонстрирует нам разнообразие форм рельефа и такое разнообразие геологических процессов, что он может соперничать со всем, что мы видели в Солнечной системе». – говорит Алан Стерн из Юго-западного исследовательского института в Боулдере. – «Если бы художник изобразил такую поверхность Плутона до нашего пролета, я бы, вероятно, сказал, что это чересчур».

Рекордное разрешение снимков, которые были переданы на Землю в последние дни, составляет 400 м на пиксель. На них можно рассмотреть разнообразные виды дюн, потоки азотного льда, границы между горами и равнинами и даже сети долин, которые, вероятно, были прорезаны движущимся по поверхности планеты материалом. Есть на Плутоне и крупные регионы хаотично расположенных гор, напоминающие поверхность спутника Юпитера Европы. По словам Джеффа Мура, ведущего ученого из геологической команды зонда New Horizons в Исследовательском центре НАСА им. Эймса, хаотично-смешанные горы могут быть образованы огромными блоками водяного льда, «плавающими» в более мягких отложениях азотного льда.

На новых снимках видны и более старые регионы Плутона. Они в большей степени покрыты ударными кратерами, чем молодые части поверхности, причем разновозрастные элементы рельефа находится неподалеку друг от друга. Рядом с испещренной кратерами поверхностью видны равнины, покрытые дюнами. Уильям Маккиннон, еще один геолог из команды New Horizons, поясняет: «Увидеть дюны на Плутоне – если это действительно они – кажется невероятным, поскольку атмосфера современного Плутона очень слаба. Либо в прошлом Плутон имел более плотную атмосферу, либо за образование этих геоморфологических форм отвечает процесс, который мы пока не выявили».

Переданные в последние дни изображения свидетельствуют также о том, что атмосфера Плутона имеет более сложную слоистую структуру, чем предполагали ученые. Отражение света в пылеватой дымке над поверхностью Плутона создает эффект сумерек, при котором скрытые от Солнца области планеты после заката остаются мягко освещенными и видимыми для камер на борту космического аппарата.

1. Ледяная равнина, предварительно названная Спутник, и окружающие ее сложные формы рельефа. Наименьшие видимые детали имеют размеры около 0,8 км. Фото сделано с расстояния 80 тысяч км.

2. Сильно изрезанный регион на северо-западной границе равнины Спутник. Линейные размеры поверхности на фото – 470 км. Фото сделано с расстояния 80 тысяч км.

3. Обзорный вид шириной 350 км на смешанный рельеф поверхности Плутона. Испещренная кратерами темная поверхность в южной части снимка намного древнее, чем светлые области на севере. Происхождение темных ориентированных гряд пока остается предметом дискуссии среди ученых. Снимок получен с расстояния 50 тысяч км.

4. Харон, крупнейший спутник Плутона, снятый с расстояния около 470 тысяч км.

5. На пятом изображении видно, как высотная дымка в атмосфере карликовой планеты создает мягкое сумеречное освещение участков поверхности, находящихся за терминатором (линией, отделяющей день и ночь).

6. Снимок, сделанный во время прохождения Плутона между Солнцем и камерой космического аппарата New Horizons спустя 16 часов после максимального сближения с расстояния 770 тысяч км. В правой части изображения показана версия фотографии, специально обработанная для выделения слоев в атмосфере.