Коричневые карлики – космические тела, занимающие промежуточное положение между звездами и планетами-гигантами. Считается, что в них начинаются термоядерные реакции синтеза ядер лёгких элементов (дейтерия, лития, бериллия, бора), но не ядер водорода. После исчерпания запасов лёгких элементов, термоядерные реакции в коричневых карликах прекращаются. Обычно масса карликов лежит в диапазоне от 12 до 80 масс Юпитера.

Существование этих тел было предсказано еще в 1960-х годах. Подтвердить теорию удалось в 1994 году. С тех пор ученых интересовало, как происходит формирование этих тел: аналогично планетам или аналогично звездам. Звезды формируются при гравитационном коллапсе космического газа и пыли. Из полюсов молодых звезд исходят джеты (релятивистские струи веществ), а вокруг них образуется собственный газопылевой диск. Впоследствии в этом диске появляются планеты, также благодаря гравитационным силам.

Недавно астрономы, работающие с американской радиоинтерферометрической лабораторией Very Large Array (Очень большой массив), смогли наблюдать струи вещества, исходящие из формирующихся коричневых карликов. Таким образом, им впервые удалось получить прямые подтверждения тому, что процессы, происходящие во время образования коричневых карликов, по своей природе похожи на процессы внутри формирующихся звезд.

Обсерватория VLA собирала информацию о регионе звездообразования, который находится примерно в 450 световых годах от Земли в созвездии Тельца. Среди обнаруженных там коричневых карликов ученые выделили четыре, обладающие джетами. Молодой возраст коричневых карликов, у которых обнаружены джеты, был подтвержден при помощи космических обсерваторий Спитцер и Гершель.

«Это первый случай, когда джеты были обнаружены у коричневых карликов на такой ранней стадии развития». – отмечает Оскар Мората из Института астрономии и астрофизики Тайваньской Академии Синика. – «Нам удалось обнаружить рекордно маленькие объекты, которые, вероятно, формируются аналогично звездам».