Плутон и Харон – удивительная и уникальная для Солнечной системы пара крупных тел, вращающихся вокруг общего центра масс. Ученые считают, что эта конструкция образовалась в далеком прошлом в результате космического столкновения. При этом между двумя телами существует огромная разница.

Поверхность Плутона, который относится к классу карликовых планет, является достаточно контрастной. Он покрыт большим количеством темных и светлых пятен. Харон, с другой стороны, относительно монотонный. Поверхность Плутона имеет гораздо более насыщенный красный оттенок, чем поверхность Харона, Плутон обладает заметной атмосферой, а его спутник – нет. На Плутоне обнаружены необычные льды из замерзшего азота, метана и монооксида углерода (сухой лед), а поверхность Харона сложена водяным льдом и соединениями аммиака. Наконец, внутри Плутон должен обладать твердым каменным ядром, тогда как Харон состоит из смеси горных пород с водяным льдом.

«Два эти тела миллиарды лет назад объединились и оказались на одной орбите, однако они абсолютно разные». – говорит Алан Стерн, ведущий ученый-исследователь Юго-западного исследовательского института в Колорадо. Харон имеет диаметр около 1200 км, что в два раза меньше диаметра Плутона. В то же время, в Солнечной системе больше нет планет, чьи спутники были бы сопоставимы с ними по размерам и массе. По относительным размерам это самый крупный спутник из известных нам.

К сожалению, из-за большой разницы в альбедо способности Плутона и Харона, зонду «Новые горизонты» (New Horizons), который подлетел уже на менее чем 4,5 млн км к системе, было сложно делать снимки двух этих тел одновременно. Теперь же он смог сфотографировать Харон отдельно. На новом снимке спутника можно рассмотреть множество любопытных деталей.

Как предполагают ученые, светлые пятна на Хароне могут быть ударными кратерами. Если это так, то кратеры дадут «Новым горизонтам» возможность заглянуть внутрь Харона. «Крупные кратеры могут извлекать вещество с глубины до нескольких миль, раскрывая состав внутренних областей спутника». – отмечает Джефф Мур, ведущий исследователь проекта в Исследовательском центре НАСА им. Эймса. По мнению ученых, Харон представляет собой самостоятельный мир, который интересен не только как часть двойной системы с Плутоном. 14 июля зонд «Новые горизонты», запущенный в 2006 году, прибывает к главной цели своей миссии. Аппарат пролетит мимо Плутона и Харона, в течение суток собирая данные об их строении. Сбор данных продолжится и в последующие дни, а их передача на Землю займет много месяцев. После этого «Новые горизонты» отправятся к телу в поясе Койпера.