Астрономы впервые обнаружили в протопланетном диске вокруг молодой звезды сложные органические молекулы, которые являются составными элементами жизни. Открытие было сделано при помощи телескопа ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) Европейской Южной обсерватории. Оно подтверждает, что условия, существовавшие в молодой Солнечной системе, не являются уникальными во Вселенной.

Согласно данным наблюдений на телескопе ALMA, протопланетный диск, окружающий молодую звезду MWC 480, содержит значительное количество цианистого метила (CH3CN), сложного углеродного соединения. Этого вещества в диске вокруг MWC 480 хватило бы, чтобы заполнить все океаны на Земле. CH3CN, а также более простое соединение из того же семейства, синильная кислота (цианистый водород HCN), было обнаружено в холодных внешних областях новообразованного околозвездного диска, в зоне, аналогичной поясу Койпера в Солнечной системе. Это находящийся за орбитой Нептуна регион ледяных тел и комет.

Кометы сохранили свидетельства о том, каким был химический состав Солнечной системы в эпоху образования планет. Считается, что именно кометы и астероиды из внешних областей Солнечной системы принесли на новорожденную Землю воду и органические молекулы, дав тем самым начало развитию жизни.

«Исследования комет и астероидов показывают, что первоначальная туманность, породившая Солнце и планеты, была богата водой и сложными органическими соединениями», – говорит Карин Эберг из Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра в Кембридже и ведущий автор новой работы. – «Теперь мы получили доказательство того, что те же химические соединения имеются во Вселенной в областях, где формируются планетные системы». Особенно интригующим фактом, по мнению Эберг, является то, что молекулы, обнаруженные в системе звезды MWC 480, найдены в кометах Солнечной системы в схожих концентрациях.

MWC 480 примерно вдвое превосходит по массе Солнце. Она расположена в 455 световых годах от нас в области звездообразования в Тельце. Окружающий ее диск находится на очень ранней стадии развития. Он сформировался из холодной и темной газо-пылевой туманности совсем недавно. Астрономам, наблюдающим этот объект на ALMA и на других телескопах, еще предстоит найти в нем признаки образования планет.

В последнее время у астрономов сложилось мнение, что в холодных и темных межзвездных облаках образуются сложные органические молекулы, в том числе цианиды. Важность этих соединений, в особенности цианистого метила, заключается в том, что в них существуют углеродно-азотные связи, имеющие важное значение для формирования аминокислот. До сих пор оставалось неясным, могут ли эти сложные органические молекулы образовываться и оставаться устойчивыми в условиях бурного энерговыделения в новорожденной планетной системе, где ударные волны и мощное излучение могут легко разрушить химические связи. Теперь астрономы подтвердили, что в этих условиях органические молекулы не только выживают, но и активно формируются. Концентрация молекул, найденная в протопланетном диске MWC 480, значительно превышает их концентрацию, характерную для межзвездных облаков.

Ссылка: www.eso.org