Как известно уже много десятков лет, оба полюса Марса покрыты ледяными шапками, состоящими из водяного и сухого (т. е. замерзшего углекислого газа) льда. Когда соседнюю планету начали изучать искусственные спутники, ученые узнали и о крупных ледниках, существующих в умеренных широтах Марса. Они покрыты тонким слоем песка, отчего внешне мало отличаются от окружающей поверхности. Наконец, радарная съемка, проведенная исследовательским зондом MRO (Mars Reconnaissance Orbiter, Исследовательский спутник Марса), позволила установить, что эти залежи состоят из водяного, а не углекислого льда, а также оценить их мощность.

В новом исследовании ученые из Института Нильса Бора в Копенгагене объединили данные радарных наблюдений Марса с моделированием, чтобы определить объем воды, сохранившейся в умеренных и экваториальных широтах планеты.

Как показывает опыт изучения Земли, лед не статичен. Он обладает текучими свойствами, которые подчиняются особым законам. «Мы изучили данные радарной съемки, собранные на протяжении десяти лет наблюдений, чтобы понять, как ведут себя марсианские ледники». – объясняет д-р Нанна Бьёрнхольт Карлссон из Центра исследований климата и льда в Институте Нильса Бора. – «Ледник – это просто большой объем льда. Он течет, меняет свою форму, и то, как он это делает, дает информацию о самом леднике. Сравнив поведение марсианских ледников с земными, мы смогли построить их модель».

По словам Нанны Бьёрнхольт Карлссон, предыдущие исследования установили наличие тысяч ледниковоподобных формаций в обоих полушариях Марса. Они находятся в поясах, на широтах от 300 до 500, что примерно соответствует широте Москвы на Земле. Некоторые из них изучены в высоком разрешении, а для других есть лишь общерегиональные данные наблюдений. Изучив поведение марсианских ледников по детальным данным, исследователи смогли построить их модель и экстраполировать ее на остальные формации. В результате им удалось подсчитать общий объем водяного льда в этих поясах. По оценке датских ученых, в средних широтах Марса сохранилось около 150 млрд кубических метров водяного льда. Этого количества хватило бы, чтобы покрыть весь Марс ледником толщиной 1,1 м.

В прошлом, вероятно, вода из ледников наполняла марсианские реки и моря. Сейчас же плотность марсианской атмосферы настолько мала, что жидкая вода на поверхности планеты долгое время существовать не сможет, а лед в теплых регионах планеты должен сразу испаряться, минуя жидкую фазу. По всей видимости, тонкий слой пыли достаточно хорошо защищает наблюдаемые учеными ледники от этой печальной участи.