Системы, состоящие из более чем одной звезды, имеют сложное подвижное гравитационное поле. Оно значительно усложняет процесс формирования планет, однако не делает его невозможным. В прошлом удавалось найти экзопланеты, вращающиеся вокруг двух, трех и даже четырех звезд. Ученые, однако, до сих пор пытаются изучить, как и какие планеты формируются в сложных гравитационных условиях.

Единственной известной экзопланетой в четырехзвездной системе до сих пор была KIC 4862625, обнаруженная в 2013 году благодаря данным, собранным телескопом Кеплер. Недавно американские астрономы, изучавшие систему 30 Овна (30 Ari) в 136 световых годах от Земли, обнаружили, что она состоит не из трех звезд, как считалось раньше, а из четырех. Это открытие автоматически сделало газовый гигант 30 Ari b второй известной планетой в системе четырех солнц. По оценкам астрономов, масса 30 Ari b в 10 раз больше массы Юпитера, а год на планете длится 335 земных дней.

Новое открытие позволяет предположить, что четырехзвездные системы являются не таким редким явлением, как считалось ранее. Они могут быть достаточно стабильными, если состоят из двух пар звезд, расположенных на достаточном удалении друг от друга и вращающихся вокруг общего центра масс. В системе 30 Ari расстояние между парами звезд составляет 1,67 астрономической единицы. Астрономы уверены, что орбита планеты не охватывает вторую пару звезд. В прошлом было найдено много планет, вращающихся вокруг двойных звезд. По понятным причинам, их обычно называют татуинами.

Как говорят специалисты, при взгляде с поверхности 30 Ari b в небе можно будет различить одно солнце и две очень ярких звезды, видимых даже днем. Телескоп дал бы возможность определить, что одна и этих звезд в небе в действительности состоит из двух светил, вращающихся вокруг друг друга.

Ученых особо интересует, как наличие гравитационных полей нескольких звезд влияет на ранние этапы процесса формирования планет. Считается, что гравитационные поля звезд деформируют орбиты планет и способствуют росту их массы. Для подтверждения этого предположения необходимо найти так называемые «горячие юпитеры» – газовые гиганты, находящиеся на сверхнизких орбитах. Сообщается, что астрономы представили способ поиска составных звездных систем с экзопланетами. Результатом наблюдений стала система HD 2638 из трех звезд и горячего газового гиганта. Ученые настроены оптимистично, поскольку все имеющиеся находки указывают на связь между крупными планетами и системами из нескольких звезд.