Европейский радиотелескоп-интерферометр ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array, Атакамский большой миллиметровый/субмиллиметровый массив) изучил звезду HL Тельца (HL Tauri) и газопылевой диск вокруг нее в рекордном качестве.

HL Тельца – молодая звезда, находящаяся в 450 световых годах от Солнца. На снимке ALMA диск вокруг нее разделен на ряд концентрических колец с промежутками между ними. «Эти детали почти наверняка являются результатом присутствия планетообразных тел, формирующихся в диске», – заявил Стюарт Кордер, заместитель директора обсерватории ALMA. Он добавил, что диск HL Тельца выглядит гораздо более развитым, чем ожидали ученые у молодой звезды. Считается, что вещество вокруг звезды структурируется на более поздних этапах развития.

Звезды рождаются в облаках газа и пыли, где концентрация вещества достаточно высока для действия гравитационных сил. Постепенно из этого вещества образуются плотные горячие ядра будущих звезд, в которых начинаются ядерные реакции с выделением энергии. Коконы из газа и пыли, остающиеся после образования новых звезд, постепенно преобразуются в протопланетные диски. Мелкие частицы в этих дисках активно движутся, сталкиваются и слипаются, образуя все более крупные комки вещества. В конце концов, появляются астероиды, кометы и планеты. Молодые планеты разрушают диск и образуют в нем кольца, промежутки и дыры, которые и удалось наблюдать астрономам при помощи обсерватории ALMA.

Отмечается, что снимок системы HL Тельца стал рекордно подробным благодаря тому, что радиообсерватория, все еще находящаяся в процессе строительства, впервые была использована в конфигурации, близкой к окончательной. На изображении различимы беспрецедентно мелкие детали и структуры протопланетного диска.

Ссылка: www.eso.org