О планах по созданию носителя грузоподъемностью 130 тонн в интервью China Daily рассказал Ли Фанпей (Lei Fanpei), глава Китайской корпорации по аэрокосмической науке и технологиям (CASC) – основного подрядчика космического агентства Китая. По его словам, ракета-носитель, превышающая по грузоподъемности все существующие, необходима стране для высадки людей на Луну.

«Мы надеемся, что развитие технологий в ближайшие 4-5 лет даст основу для разработки носителя такого класса», - заявил Фанпей. В первую очередь речь идет о создании новых мощных двигателей: кислородно-керосинового и кислородно-водородного тягой 460 и 220 тонн соответственно. Китайские аналитики надеются, что первый полет новая ракета, получившая название «Великий поход 9» (CZ-9, Long March 9), совершит через полтора десятилетия – в 2028 году. Ее эксплуатация продлится как минимум до 2050 года.

По своим характеристикам CZ-9 может считаться конкурентом в первую очередь американской сверхтяжелой ракете SLS (Space Launch System), разработка которой ведется с 2011 года. Носитель НАСА будет способен выводить на низкую орбиту Земли до 70 в первом полете (2018 год) и 105 тонн с 2020 года. После 2031 года планируется увеличить грузоподъемность ракеты до 130 тонн.

Слова Фанпея подтверждает Ли Тёнгай (Li Tongyu), возглавляющий космическое подразделение Китайской Академии технологий средств выведения. В интервью он заявил: «Современные ракеты-носители, включая находящийся в разработке «Великий поход 5», который скоро совершит первый полет, будут способны удовлетворить потребности страны в ближайшие 10 лет (…) Но для реализации долгосрочной национальной космической программы их возможностей будет не достаточно». По его словам, сверхтяжелая ракета будет использоваться не только для организации пилотируемых полетов на Луну, но и для запуска научно-исследовательских миссий в дальний космос.

CZ-5 или «Великий поход 5», которая сейчас разрабатывается в Китае, сможет выводить на орбиту до 28 тонн. Дата начала ее испытаний несколько раз переносилась. Предполагается, что первый полет состоится в конце 2016 или даже в 2017 году.