В Солнечной системе насчитываются десятки спутников, однако все они значительно уступают по размерам планетам, вокруг которых вращаются: например, диаметр Луны в четыре раза уступает диаметру Земли. Между тем, некоторые спутники все-таки можно сравнивать с планетами. Ганимед, крупнейший спутник Юпитера, превосходит Меркурий по своим размерам и лишь на четверть уступает Марсу. А спутник Плутона Харон уступает ему всего в два раза, в результате чего оба космических тела вращаются вокруг центра масс, лежащего между ними.

Двойные звезды широко распространены в нашей галактике, и около некоторых из них даже существуют планеты. В Солнечной системе известно много двойных астероидов. С другой стороны, двойных планетных систем ученые не знают.

Теоретически, двойные планеты могли бы формироваться в результате взаимного притяжения двух тел, находящихся на соседних орбитах. Чтобы проверить это предположение, американские ученые провели моделирование звездной системы с двумя планетами земного типа. Модели планет состояли из 10 тысяч частиц, они различались по скорости движения и углу сближения.

Симуляция, проведенная два десятка раз, показала, что чаще всего будет происходить слияние двух сталкивающихся тел в одну большую планету, причем зачастую вокруг нее формируется облако обломков, из которого впоследствии появится спутник. В отдельных случаях гравитационное взаимодействие приводило к тому, что одна планета отталкивала другую на большой скорости.

Примерно в трети симуляций сформировалась двойная планетная система. Во всех этих случаях планеты оказывались на таких низких орбитах, что расстояние между ними не превышало половины диаметра каждого тела. Со временем скорость планет выравнивалась так, что они оказывались постоянно повернуты друг к другу одной стороной.

Ученые предполагают, что такие системы могут стабильно существовать в течение миллионов лет, если они удалены от звезды хотя бы на половину астрономической единицы (среднее расстояние от Земли до Солнца, около 150 млн км). В дальнейшем они рассчитывают провести дополнительное моделирование, чтобы выявить факторы, влияющие на образование двойных планетных систем.

Ссылка: www.space.com