14 февраля анонимный телеграм-канал написал, что Дмитрий Рогозин в скором времени уйдет из Роскосмоса, а через несколько дней там же написали, что новым местом работы для него станет Совет Безопасности.

17 февраля в ТАСС было опубликовано интервью замглавы Роскосмоса по финансам Максима Овчинникова, который рассказал об успехах госкорпорации под руководством Дмитрия Рогозина, и в последующие дни эту тему подхватили низкоуровневые СМИ. Хвалебные статьи выпустили «Аргументы и факты», Правда.ру и интернет-ресурс ЦЭРС ИНЭС. Статью с последнего перепечатали Regnum и Rosbalt.

Привычный мозг невовлеченного наблюдателя воспринимает эти публикации как проявление «информационной войны», давно обнаруженной пресс-секретарем Роскосмоса Владимиром Устименко. В рамках этой картины мира вице-премьер Юрий Борисов, глава «Ростеха» Сергей Чемезов и многие другие регулярно сходится в информационных баталиях с руководством госкорпорации. Однако в действительности искать здесь заговор совсем не обязательно.

У Дмитрия Рогозина много недоброжелателей, и первый из них, конечно, – вице-премьер Борисов, который регулярно критикует Роскосмос в своих интервью. Будь такое решение во власти Борисова, Рогозин давно покинул бы Роскосмос, однако для увольнения главы госкорпорации требуется согласие одного человека – Путина. И можно не сомневаться, что во время своих встреч с Путиным Борисов поднимает этот вопрос. Также мы знаем, что он не стесняется высказывать свою точку зрения в СМИ. Что же касается других СМИ, то вряд ли они транслируют точку зрения Борисова. СМИ часто критиковали Роскосмос и до Рогозина, и, без сомнения, продолжат этим заниматься после него. Космонавтика вот уже 30 лет не является приоритетом для российского государства, и оно не слишком озабочено тем, как ее освещают даже государственные (РИА Новости) или умеренно-лояльные (Лента.ру) СМИ.

У нас нет причин верить в «информационную войну» против Рогозина, потому что для его отставки она просто не требуется. И хотя продажность анонимных телеграм-каналов не вызывает сомнений, сейчас, вероятно, в Кремле действительно обсуждается отставка Рогозина, тем более что после смены правительства в январе началось обновление руководства и других государственных ведомств.

Ситуация с публикациями в поддержку Рогозина несколько сложнее. Они точно так же бесполезны, как и критические публикации, но глава пресс-службы Владимир Устименко явно верит в «информационные атаки» (что даже простительно, ведь достаточного опыта для такой должности у него нет) и храбро с ними борется в своем твиттере. Легко поверить, что он организовал и «контратаку», тем более что публикация положительных материалов о Роскосмосе в последние дни выглядит очень скоординированной. Первым появилось официальное интервью в ТАСС, а затем, со ссылкой на него, были опубликованы статьи в изданиях, которые не гнушаются заказными публикациями. Впрочем, как было сказано выше, на судьбу Дмитрия Рогозина эта деятельность вряд ли повлияет, а потому не стоит обращать на нее внимание.

Для ракетно-космической отрасли Рогозин остался чужим. Поначалу многие его решения саботировались, да и сейчас такая «практика» сохраняется. Результаты без малого двух лет его работы неоднозначны. На его период пришлась перекройка стратегии Роскосмоса. Схема финансирования госкорпорации начала меняться: Федеральная космическая программа на 2016-2025 годы больше не исполняется. Роскосмос должен написать новую госпрограмму и вписать себя в «национальные проекты». Эта работа выполняется медленно, и к качеству документов есть много вопросов.

Какие-то изменений к лучшему и реформ, которые переломили бы негативные тенденции в космонавтике, тоже не произошло, хотя Рогозин не стесняется публично заявлять обратное. Однако надо отметить, что Рогозин смог добиться и определенных успехов. Подход к испытаниям космической техники стал строже. Мы чаще наблюдаем переносы запусков по техническим причинам и реже – аварии. Кроме того, Рогозин принял необходимое решение о сокращении функций модуля МЛМ-У «Наука», что позволило использовать на нем оригинальные топливные баки. Сейчас ремонт модуля завершен: он проходит испытания перед отправкой на космодром и, вполне возможно, будет запущен в следующем году.

Рогозин с первых дней после назначения на должность является раздражающим фактором не только для его недругов в правительстве и для отрасли, но и для иностранных партнеров Роскосмоса, которым не нравятся его недипломатичность, а порой – откровенная грубость. На протяжении четырех месяцев твиттер-аккаунт «робота Федора» насмехался и открыто издевался над новостями об американской космонавтике. При этом аккаунт «Федора» связывают с Рогозиным не только в России, но и в Европе, и в США. И хотя Рогозин отрицал эту связь, вряд ли он хоть кого-то смог убедить. Отношения Роскосмоса с иностранными партнерами за последние два года усложнились, и Роскосмос, в отличие от некоторых других космических агентств, пока не смог договориться об участии в американской лунной программе. Впрочем, этому сотрудничеству мешают и объективные факторы – санкционный режим и необходимое понижение роли России по сравнению с программой МКС.

Если Рогозина не уволят в ближайшее время, большим испытанием для него станет следующий пуск ракеты «Ангара-А5», намеченный на лето, и в случае аварии его карьеру уже ничто не спасет.

Значение личности Рогозина не следует преувеличивать. Он не лучший и не худший руководитель Роскосмоса за последние 20 лет, и проблемы отрасли носят объективный, а не субъективный характер. Победа Юрия Борисова не спасет российскую космонавтику. Если Борисов «усадит» в кресло руководителя госкорпорации какого-нибудь своего протеже из отставных военных, то ситуация, в том числе и с международным сотрудничеством, может даже ухудшиться – стоит вспомнить хотя бы Олега Остапенко, другого военного во главе Роскосмоса. С другой стороны, более удачный выбор может улучшить ситуацию с международным сотрудничеством.

А вот в том, что касается разработки и эксплуатации космической техники, изменений ни в какую сторону ждать не стоит. Проблемы отрасли слишком глубоки и уже не поддаются решению на уровне главы госкорпорации, а программу выхода из кризиса никто в стране не в состоянии даже сформулировать. Космонавтика так и продолжить медленно деградировать, кто бы ни пришел на смену Дмитрию Рогозину.

Космическая лента

Обсудить