Обновлено: запуск отложен.

Во вторник 17 декабря в 11:54 мск с космодрома Куру во Французской Гвиане должна стартовать ракета-носитель «Союз-СТ-А» с разгонным блоком «Фрегат-М». Она доставит на орбиту итальянский спутник зондирования Земли двойного назначения COSMO-SkyMed и космический телескоп CHEOPS – CHaracterising ExOPlanets Satellite, т. е. буквально «спутник для изучения характеристик экзопланет».

CHEOPS – совместная миссия Европейского космического агентства и Швейцарского космического бюро. Она относится к миссиям малого класса. Космический аппарат построен в Испании на испанской спутниковой платформе SEOSAT, генеральным подрядчиком выступала компания Airbus Defense and Space. Масса аппарата составляет 273 кг, из которых большая часть – это топливо и спутниковая платформа. Масса научного оборудования, т. е. телескопа, составляет всего 58 кг. Размеры космического аппарата – 1,5x1,5 x1,5 м. Система связи рассчитана на передачу на Землю до 1,2 Гб информации за сутки.

Аппарат будет работать на полярной орбите высотой 700 км с наклонением 98,22 градуса. Активный срок миссии – 3,5 года.

Основным инструментом CHEOPS является оптический телескоп с диаметром зеркала 32 см, чувствительный к электромагнитному излучению с длиной волны 330-1100 нм.

В отличие от большинства своих предшественников, CHEOPS не должен заниматься поиском новых экзопланет. Его цель – уточнение характеристик уже известных планет за пределами Солнечной системы. Он будет наблюдать планеты диаметром до 1 до 6 диаметров Земли, т.е. суперземли и экзонептуны, с целью уточнения их радиуса, массы и плотности.

Формально, список задач миссии CHEOPS включает четыре пункта: 1) использование высокоточной фотометрии для определения точных размеров экзопланет, 2) измерение кривой блеска «горячих юпитеров» для изучения того, как переносится энергия в их атмосфере, 3) использование измеренного размера и известной информации о массе для анализа внутреннего строения и состава планет и 4) определение перспективных экзопланет для поиска следов обитаемости другими исследовательскими миссиями.

Одной из задач космического телескопа им. Джеймса Вебба, следующей флагманской астрономической миссии НАСА, будет поиск в атмосферах экзопланет воды и метана, т. е. условий и признаков обитаемости. CHEOPS сможет выделить перспективные планеты для таких исследований.

80% наблюдательного времени CHEOPS будет отведено работе по основной программе. Помимо перечисленных выше задач, телескоп займется подтверждением существования кандидатов в экзопланеты, обнаруженных методом радиальных скоростей, в тех случаях, когда их орбиты проходят между собственной звездой и Землей, т. е. наличие планеты можно подтвердить в ходе транзитных наблюдений.

И хотя это не входит в задачи миссии, часть времени CHEOPS будет использована для наблюдения известных многопланетных систем, в которых могут быть обнаружены новые планеты.

Ссылка: nasaspaceflight.com