Вчера в испанской Севилье началась встреча представителей 22 государств, являющихся членами Европейского космического агентства. Они должны принять общий трехлетний бюджетный план ЕКА, определить проекты, которые будут финансироваться, и международные программы, в которых ЕКА примет участие.

Генеральный директор ЕКА Ян Вернер официально представил проект бюджета агентства, предполагающий финансирование в размере 12,5 млрд евро в 2020-2022 годах. Средства будут выделяться на программы, разделенные на четыре группы в соответствии со «столпами» ЕКА: наука и пилотируемые полеты, прикладные работы (наблюдения за Землей, телекоммуникации), «обеспечение и поддержка» (т. е. средства выведения) и космическая безопасность (защита от астероидной угрозы, наблюдения за Солнцем).

В список ключевых научных и пилотируемых программ, на которые предлагается выделить средства, входят логистический модуль для поддержания связи и дозаправки американской окололунной станции Gateway, а также жилой модуль для нее. Помимо этого, ЕКА хочет разработать тяжелый лунный посадочный аппарат. В перспективе его можно будет использовать для доставки грузов на лунную поверхность.

ЕКА хочет принять участие в программе НАСА по доставке образца грунта с Марса на Землю. Американская программа разделена на три этапа: сначала запущенный в 2020 году марсоход отберет образцы горных пород и оставит их по пути следования. Затем еще один аппарат соберет образцы в одном месте и, наконец, третий аппарат со взлетной ступенью отправит их на Землю. ЕКА хочет сыграть значимую роль во второй миссии и лидирующую роль – в финальной.

Нет уверенности в том, что все предложенные в презентации Яна Вернера программы получат поддержку. Одна из слабостей Европейского космического агентства заключается в том, что оно играет сложную политическую роль. Направления космической деятельности должны не только решать научные и прикладные задачи, но и удовлетворять экономическим интересам стран, входящих в ЕКА, пропорционально их вкладу в бюджет агентства. Другими словами, Франция, вкладываясь в бюджет ЕКА, получает «право» на поддержку заказами ракеты «Ариан-6», а Италия рассчитывает на поддержку «Веги» и ее модернизации. Согласование всех программ требует огромной переговорной и бюрократической работы.

Можно также констатировать, что в международных отношениях ЕКА оставляет за собой роль ведомого. Европа всегда присоединяется к генеральному направлению, установленному НАСА. Впрочем, с учетом того, что США обеспечивает более половины мировых расходов на космонавтику, это вполне понятно. В XXI веке НАСА является лидером в международном сотрудничестве, а те, кто отказывается следовать за НАСА, не в состоянии предложить никаких альтернатив.

Последние несколько лет наблюдения за европейской космонавтикой позволяют сделать еще один вывод: попытки модернизировать ее структуру и создать «новый частный космос» по аналогии с тем, как это произошло в США, ни к чему не привели. Мешает как общая бюрократизированность Европы, так и то, что ЕКА, в отличие от НАСА, не способно поддерживать существенными государственными контрактами большое количество стартапов. К 2020 году «новый космос» так и остался чисто локальным американским феноменом.