Американский марсоход Curiosity совершил посадку на Марсе в августе 2012 года. Его основная цветная камера Mastcam имеет специальные фильтры для съемки Солнца, и в марте они были использованы для съемки пролетов двух спутников Марса, Фобоса и Деймоса.

Фобос пролетел между Марсом и Солнцем (снимок выше, анимация) 26 марта. Его диаметр составляет всего 26 км, и потому целиком закрыть Солнце он не смог, а из-за большой высоты орбиты тень прошла выше поверхности планеты. Такие затмения астрономы называют кольцеобразными. Тем не менее, навигационные камеры марсохода зафиксировали общее потемнение небосклона из-за того, что спутник заслонил солнечный свет (анимация).

Деймос пролетел перед Солнцем (снимок ниже, анимация) 17 марта. Его диаметр еще меньше (16 км), и этот пролет астрономы назвали не затмением, а транзитом.

В прошлом Curiosity и другие американские марсоходы уже неоднократно наблюдали солнечные затмения. Основная практическая цель этих наблюдений – уточнение орбитальных параметров спутников Марса. Собрав большой объем информации, ученые планируют выяснить, как на орбиты Фобоса и Деймоса влияет гравитация Марса и Юпитера, а также как сами спутники влияют друг на друга.