1. Межпланетная станция OSIRIS-REx обнаружила выбросы вещества с поверхности астероида Бенну.

Американский научно-исследовательский аппарат OSIRIS-REx достиг астероида Бенну в начале декабря 2018 года и вышел на его орбиту 31 декабря. Основная цель миссии – доставка на Землю образца грунта с астероида. Прибытие капсулы с образцом ожидается в 2023 году.

Результаты первых трех месяцев наблюдений за Бенну оказались неожиданными для ученых. Во-первых, его поверхность оказалась гораздо более неровной, чем рассчитывали специалисты при планировании миссии. Из-за большого количества булыжников первоначальный план сближения и захвата образца придется скорректировать.

Во-вторых, 6 января камера OSIRIS-REx зафиксировала выброс вещества с поверхности астероида. После первого наблюдения необычного явления ученые приняли решение увеличить частоту обзорной съемки, и в дальнейшем были зафиксированы новые выбросы. Большая часть выброшенного вещества навсегда покидает Бенну, но некоторые частицы остаются на его орбите.

Первый выброс произошел, когда акосмический аппарат находился на высоте 1,61 км. После этого его отвели на безопасное расстояние от астероида, но в дальнейшем специалисты решили, что выбросы не представляют угрозы для миссии.

Сейчас ученые продолжают анализ выбросов и пытаются понять их природу.

2. SpaceX готова начать «прыжки» прототипа Starhopper.

Компания SpaceX завершает постройку Sharhopper – прототипа Starship, т. е. второй ступени сверхтяжелой системы BFR – на своей площадке в Бока-Чика в Техасе. На этой неделе SpaceX вплотную приблизилась к первому «подскоку» своего макета.

Новая многоразовая сверхтяжелая система, которую разрабатывает SpaceX, состоит из первой ступени Super Heavy и второй ступени под названием Starship, которая также играет роль космического корабля. Изначально Starhopper задумывался как почти полный габаритный макет второй ступени, который отличался бы от нее только уменьшенной высотой. Однако в конце января верхняя половина корпуса для Starhopper была сильно повреждена ветром. После этого, как сообщил Илон Маск в твиттере, было решено от нее отказаться вовсе. Для реактивных подскоков на небольшую высоту она не нужна, а следующий корпус будет создаваться уже для летного образца Starship.

Таким образом, испытательный прототип Starhopper будет представлять собой цилиндр с топливными баками на ножках.

В течение последней недели наблюдатели в Бока-Чика видели неоднократные испытательные заправки Starhopper компонентами топлива – жидким кислородом и жидким метаном. Несколько дней назад на площадку был доставлен первый двигатель Raptor, который почти сразу установили на Starhopper. И, наконец, жители Бока-Чика получили уведомления о проведении испытаний Starhopper, которые повлекут перекрытия автодорог, на этой неделе. Как сообщил Маск в своем твиттере, в оптимистичном случае аппарат может уже на этих выходных оторваться от земли и подняться на несколько метров в воздух. Правда, перед этим, вероятно, потребуется провести статические огневые испытания прототипа.

В дальнейшем на Starhopper будут установлены еще два двигателя Raptor. Высота его «прыжков» составит сотни метров на первом этапе и свыше километра на втором. Цель испытаний – отработка заключительного этапа посадки Starship.

3. Уточнения по ситуации с лабораторным модулем «Наука».

На совещании в субботу 16 марта Роскосмос и РКК «Энергия» приняли решение построить новые топливные баки для модуля МЛМ-У «Наука», запуск которого к МКС откладывается с 2013 года. Подробнее о ситуации можно прочитать здесь.

Официально план нигде не был опубликован, но в последние дни из публикаций СМИ складывается следующая картина. В НПО им. Лавочкина будут изготовлены топливные баки, «на 90% совпадающие по конструкции» с топливными баками разгонного блока «Фрегат». Из-за отсутствия открытой информации сложно сказать, о каких баках идет речь. Возможно, имеются в виду малые дополнительные шары, которые применяются на блоках «Фрегат-МТ» и «Фрегат-СБ», т. к. основные топливные баки этого разгонного блока слишком велики для «Науки». А возможно, баки «Фрегата» будут масштабированы. Как бы то ни было, в отличие от оригинальных сильфонных топливных баков МЛМ, простые сферические баки «Фрегата» не рассчитаны на многократную заправку, а потому функционал модуля сократится. Его не получится использовать для коррекции орбиты МКС или, в перспективе, для управления орбитой самостоятельной станции. Теперь основная задача, которую должен решить МЛМ – это быть переходником между старыми модулями российского сегмента и узловым модулем «Причал», к которому будет пристыкован новый Научно-энергетический модуль (НЭМ). По слухам, разработка НЭМ в РКК «Энергия» продвигается вперед вполне успешно.

Ранее НАСА выразило желание продлить эксплуатацию МКС до 2028 года, и нельзя исключать, что станция проработает на орбите до 2030 года. Это объясняется просто: сейчас основные усилия американского космического агентства направлены на разработку окололунной станции Gateway, и из-за этого были отложены на потом программы по передаче низкоорбитальных операций в частные руки. Полностью уходить с низкой орбиты, даже временно, НАСА не хочет, ведь частным кораблям SpaceX Dragon 2 и Boeing Starliner надо куда-то летать. Самый простой выход в этой ситуации: продлить эксплуатацию МКС. Роскосмос также заинтересован в продолжении работы станции, ведь иначе новые модули российского сегмента придется топить почти сразу после запуска.