С начала 2018 года Роскосмос и Минобороны России выполнили 16 пусков ракет-носителей. Еще один запуск двух спутников «Канопус-В» с космодрома Восточный 27 декабря должен довести число орбитальных запусков до 17, благодаря чему завершающийся год не установит очередной антирекорд по запускам с российских космодромов, а станет лишь повторением 2016 года.

Снижение общего количества запусков – это не проблема, а симптом, который может иметь очень много объяснений. Намного более показательной статистика запусков получится, если разбить их на группы по назначению.

К приведенной выше диаграмме требуются пояснения. Хотя планирование в космической деятельности и происходит по календарным годам, оно не жестко к ним привязано. Поэтому на схеме в 2015 году количество запусков к МКС выросло с восьми до девяти, а с 2016 года уменьшилось до семи. В действительности вплоть до 2016 года программа предусматривала четыре запуска «Союза МС» и четыре «Прогресса МС» в год, просто один запуск 2016 года «съехал» на декабрь 2015-го. А вот с 2017 года Роскосмос ради экономии отказался от одного «Прогресса».

Кроме того, резкий скачок количества прикладных запусков в 2017 году обманчив. Он был компенсирован почти полным отсутствием таких запусков в этом году. В целом же программа прикладных запусков в России существенно сжалась после 2015 года. Это связано с тем, что в 2014 году Россия лишилась доступа к американской электронике (хотя первый случай невыдачи экспортной лицензии произошел еще в 2013 году). Поскольку цикл производства мелкосерийных космических аппаратов занимает несколько лет, в 2014 и 2015 годах продолжались запуски аппаратов, электроника для которых была закуплена до 2014 года. В 2016 году начался спад, который закончится, когда завершится перепроектирование спутников на основе отечественной, европейской и китайской электроники.

Количество военных запусков тоже снизилось в 2016 году, но в меньшей степени, потому что американская электроника в них использовалась не так широко, а военный бюджет, в отличие от бюджета Роскосмоса, не сокращался. Даже наоборот, дополнительные вливания средств в оборонное спутникостроение 2013-2014 годов начинают ощущаться только сейчас. В 2018 году количество военных запусков вернулось к показателям 2013-2015 годов.

Последняя значительная группа запусков – коммерческая программа. «Протон-М», который раньше выводил на орбиту до девяти иностранных спутников в год, почти полностью сдал свои позиции. Запуски спутников OneWeb на «Союзах», которые могут частично исправить ситуацию, пока не начались.

В сумме именно сокращение прикладных и коммерческих запусков привело к тому, что Россия по количеству орбитальных пусков откатилась с первого места в мире на третье.

Научные запуски у Роскосмоса практически отсутствуют, и научно-исследовательская программа российской космонавтики в целом остается незначительной.

Довольно легко предсказать, как будут развиваться события в ближайшие несколько лет. Вероятнее всего, тренд на падение числа запусков будет преодолен, и нет, это не заслуга нового руководства Роскосмоса: не забывайте, что космическая отрасль имеет многолетний производственный цикл, а разработка новой техники вообще может длиться 5-10 лет и более.

Пилотируемую программу ждет неминуемое, но не радикальное снижение, которое уже было заложено в бюджет. Предполагалось, что с 2019 года количество запусков кораблей «Союз МС» сократится с четырех до двух из-за начала эксплуатации американских кораблей. Задержки в американской пилотируемой программе заставили Роскосмос сгладить этот переход: в 2019 году должны полететь три российских пилотируемых корабля, а в 2020 году – два. Однако после запуска модуля МАМ «Наука» количество грузовых «Прогрессов» вновь должно увеличиться до четырех. Таким образом, среднегодовое количество запусков к МКС в перспективе уменьшится с семи до шести (оптимистичный вариант) или до пяти (пессимистичный вариант).

Рост числа прикладных запусков должен начаться уже в следующем году. Во-первых, в интересах телекоммуникационных компаний возобновятся запуски «Экспрессов» (заказчик ГПКС, разработчик ИСС им. Решетнева) и «Ямалов» (заказчик ГКС, разработчик РКК «Энергия. Во-вторых, постепенно начнут вводиться в строй уже «постсанкционные» спутники, которые в последние два года перепроектировались с опорой на доступные комплектующие.

Воздушно-космические силы России продолжат поддерживать существующие и развертывать новые группировки. Система военной связи пополнится четырьмя спутниками «Меридиан-М» (на платформе «Глонасса-М»), первый из которых отправится на орбиту в следующем году. Также в 2019 году должен быть запущен третий спутник оптической разведки «Барс-М» (РКЦ «Прогресс»). В 2019 году возобновятся запуски «Глонассов-К1» еще на старой элементной базе, а с 2021 года система «Глонасс» будет поддерживаться при помощи «импортонезависимых» аппаратов «Глонасс-К2». В 2019 году продолжатся запуски спутников системы предупреждения о ракетном нападении «Тундра». Кроме того, в следующем году с Плесецка должен быть запущен секретный спутник «Нейтрон» (шифр 14Ф01) неизвестного назначения. Он был разработан НПО машиностроения. Еще в планах военных есть спутники радиоразведки «Лотос-С» и новые «Пион-НКС» для морской разведки и целеуказания.

Любопытно, что ВКС почти полностью отказались от использования ракет-носителей «Протон-М». Все военные спутники, несмотря даже на рост массы из-за импортозамещения, выводятся на орбиту при помощи ракет-носителей «Союз». Вероятно, эксплуатация «Протонов» военными будет полностью прекращена после запуска последнего геостационарного спутника связи «Благовест».

Не более оптимистична и коммерческая судьба «Протона-М». В следующем году пуски тяжелой российской ракеты с иностранными спутниками продолжатся, но они будут проводиться по давно заключенным контрактам. Новых договоров на «Протоны-М» уже давно не нет и, вероятно, уже не будет. Частично компенсировать их смогут групповые запуски спутников связи OneWeb на «Союзах», которые должны начаться в 2019 году. Несколько месяцев назад сообщалось, что ФСБ выступила против развертывания системы OneWeb, включая собственно запуски на российских ракетах, а потому в январе состоится встреча Рогозина и Путина, на которой глава Роскосмоса постарается убедить президента в важности этого контракта.

Помимо прочего, в начале 2019 года должен быть запущен спутник EgyptSat-A разработки РКК «Энергия», а в конце года – хотя стоит ожидать переноса – новый модуль для МКС «Наука». На апрель запланирован запуск космической обсерватории «Спектр-РГ». Все три запуска являются исключительными в своем роде.

Всего Роскосмос и Минобороны планируют в следующем году осуществить более 30 пусков. Вероятно, эта цифра завышена, но после «дна» 2016-2018 годов число космических стартов все-таки начнет расти.

Космическая лента

Обсудить