Японская межпланетная исследовательская станция «Хаябуса-2» (Hayabusa 2) достигла астероида 1999 JU3 (Рюгу) в июне этого года. Космический аппарат несет на себе несколько зондов различных типов, которые будут сброшены на поверхность астероида. Подробнее об инструментах и научных задачах второй «Хаябусы» можно прочитать здесь.

В начале сентября японские специалисты выбрали дату сброса трех зондов. 21 сентября на поверхность Рюгу отправятся два японских зонда MINERVA II. Франко-германский зонд MASCOT будет сброшен 3 октября.

В рамках подготовки к сбросам зондов «Хаябуса-2» отрепетирует подлет к астероиду на высоту 30 метров. Эта операция запланирована на 12 сентября. В задачи этой репетиции входит проверка работоспособности лазерного дальномера и навигационных датчиков, которые в будущем будут использоваться в операции «касания» поверхности астероида. Основная задача космического аппарата – отбор образца пыли с поверхности астероида и доставка его на Землю. Для этого «Хаябусе» придется опуститься на поверхность Рюгу.

Второе испытательное сближение с астероидом состоится в середине октября. На конец следующего месяца запланировано касание поверхности.

В течение июля и августа космический аппарат изучал форму астероида и его поверхность. На основе собранных данных японские ученые построили трехмерную модель астероида и его карту. Рюгу имеет слегка сплюснутую форму. Его диаметр в плоскости экватора составляет около 1 км, я расстояние между полюсами – 880 м. Период обращения Рюгу вокруг собственной оси составляет 7,63 часа. Его масса, полученная на основании измерений гравитации – около 450 млн тонн.

Роботы MINERVA II разработаны японскими инженерами на основе аппаратов MINERVA, использовавшихся на первой исследовательской станции «Хаябуса». На борту космического аппарата находится три таких зонда, из них два помещены в один контейнер. 21 сентября эти два зонда будут сброшены над северным полушарием астероида с высоты 60 м. Благодаря слабой гравитации Рюгу – она приблизительно в 80 тысяч раз ниже, чем на Земле – зонды упадут на его поверхность со скоростью около 0,3 м в секунду. Масса одного зонда MINERVA II составляет 1,1 кг. Зонд имеет цилиндрическую форму. Его диаметр составляет 17 см, высота – 7 см.

Третий зонд MINERVA II предполагается сбросить в следующем году.

Французско-германский зонд MASCOT является самым большим из посадочных аппаратов, которые несет «Хаябуса-2». Он был разработан командой, которая отвечала за посадочный аппарат «Филы» (Philae) европейской кометной миссии «Розетта» (Rosetta), однако MASCOT заметно меньше и проще своего предшественника. Он имеет массу 10 кг и по размерам сопоставим с коробкой для обуви.

MASCOT будет сброшен в средних широтах южного полушария астероида 3 октября. Он несет четыре инструмента: широкоугольную камеру, микроскоп для изучения минералогического состава пород, температурный радиометр и магнитометр для определения температуры поверхности и обнаружения возможного магнитного поля.

В отличие от зондов MINERVA, MASCOT оборудован механизмом, который поможет ему принять рабочую ориентацию на поверхности астероида. Кроме того, в течение своей 16-часовой миссии он должен будет прыжками переместиться между несколькими локациями.

Места посадки зондов были определены и представлены публике во второй половине августа. Они выбирались с учетом двух условий. Во-первых, поверхность в районе посадки должна быть относительно ровной и лишенной крупных булыжников. Во-вторых, необходимо исключить возможность попадания зондов в район будущего отбора пробы грунта самим аппаратом «Хаябуса-2».

Ссылка: spaceflightnow.com