19 октября 2017 года обсерватория Pan-STARRS на Гавайях зафиксировала объект в космосе на расстоянии 0,2 а. е. от Земли, движущийся с необычно большой скоростью. На первом этапе исследования астрономы предположили, что имеют дело с первой зафиксированной межзвездной кометой, но вскоре объект был переклассифицирован в астероид. Тем не менее, он стал первым обнаруженным объектом, прилетевшим в Солнечную систему из межзвездного пространства. Позднее этот астероид получил имя 1I/Оумуамуа ('Oumuamua).

Что мы знаем

1. Оумуамуа, несомненно, прилетел из-за пределов Солнечной системы. Высокая скорость (87,3 км в секунду) и траектория исключают возможность того, что этот объект образовался в Солнечной системе и разогнался в результате гравитационного взаимодействия с Солнцем.

2. Объект Оумуамуа летит по гиперболической траектории. Он не был захвачен гравитацией Солнца и никогда не вернется к Земле.

3. Он не является кометой, хотя ведет себя как комета. Оумуамуа имеет темно-красный свет. Его альбедо аналогично отражающей способности комет и других малых объектов, преимущественно состоящих изо льда и летучих веществ. Однако в ходе наблюдений астрономам не удалось обнаружить у межзвездного объекта признаков комы – облака из газа и пыли, которые выделяются с поверхности кометы и образуют за ней «хвост». Из-за отсутствия комы объект был переклассифицирован в астероид.

С другой стороны, собранные данные свидетельствуют о том, что Оумуамуа движется с небольшим собственным ускорением. Объяснить это можно именно выбросами с поверхности объекта вещества, которые мы, возможно, просто не смогли увидеть в наши телескопы.

4. Оумуамуа является сильно вытянутым. Возможности сфотографировать астероид напрямую у астрономов не было, но по периодическим колебаниям и по величине яркости они смогли определить приблизительные форму и размеры тела. Они считают, что длина Оумуамуа превышает его ширину приблизительно в 10 раз. Продольный размер астероида составляет 800 м, поперечный – менее 100 м. В Солнечной системе космических тел с такими пропорциями не находили ни разу.

Кроме того, наблюдавшиеся колебания яркости указывают на беспорядочное вращение Оумуамуа вокруг двух осей с разным периодом (анимация). Большинство космических тел вращается вокруг одной оси. Такое сложное кувыркание, опять же, можно объяснить выбросами вещества с поверхности тела.

Что мы не знаем

1. Как выглядит Оумуамуа. Для наших телескопов он был просто яркой точкой.

2. Состав Оумуамуа. Кометы в Солнечной системе состоят изо льда и пыли, но отсутствие видимой комы не позволяет отнести это тело к кометам.

3. Откуда он прилетел. Скорость Оумуамуа сравнима со скоростью ближних звезд. Скорость движения молодых звезд отличается большей стабильностью, и, следовательно, выше вероятность того, что Оумуамуа прилетел из системы молодой звезды. Но это всего лишь догадка.