16 апреля компания SpaceX отменила пуск ракеты Falcon 9 для дополнительных проверок системы управления навигацией. Новая дата запуска – сегодня ночью, 19 апреля в 1:51 мск. Это не рядовая миссия SpaceX. В качестве полезной нагрузки на этот раз выступает космический аппарат TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite, Спутник для обзорного транзитного поиска экзопланет).

Научным руководителем проекта является д-р Джордж Рикер из Массачусетского технологического института. Предложение по научной миссии TESS было разработано Космическим центром им. Годдарда и компанией Orbital ATK. НАСА выбрало эту миссию для разработки и начало ее финансирование в 2013 году, и теперь, спустя пять лет, космический аппарат готов начать свою работу.

По научным задачам TESS часто воспринимается как преемник телескопа «Кеплер» (Kepler): тот тоже был предназначен для поиска транзитным методом планет, находящихся в других звездных системах. Однако между двумя миссиями есть значительная разница. «Кеплер» изучал звезды на расстоянии 2-3 тысячи световых лет от нас на небольшом участке неба (приблизительно 1% небесной сферы). Миссия TESS является обзорной: она будет изучать широкий диапазон небесной сферы (около 85%) и следить за звездами всего в 300 световых годах от Солнца.

Для наблюдений будет использоваться один научный инструмент, состоящий из четырех широкоугольных камер с малошумными ПЗС-детекторами малой мощности разрешением 16,8 мегапикселей. Каждая камера имеет угол обзора 24°x24° и узел линз с семью оптическими элементами. Диаметр зрачка диафрагмы камеры составляет 100 мм, а диапазон чувствительности – от 600 до 100 нм. Вместе четыре камеры имеют угол обзора 24°x96°.

Космический аппарат построен на базе спутниковой платформы LEOStar-2 компании Orbital ATK. Она использует для управления пространственной ориентацией четыре гидразиновых двигателя малой тяги и четыре маховика. Эта система способна обеспечить точность ориентации космического аппарата в пределах трех дуговых секунд, что достаточно для работы чувствительных камер TESS. Платформа оборудована передатчиком Ka-диапазона с пропускной способностью 100 Мбит/с в направлении Земли. Выходная мощность солнечных батарей аппарата – 400 Вт. Предполагаемая продолжительность работы – не менее пяти лет. Масса заправленного космического аппарата составляет 350 кг.

TESS станет рекордно легким спутником из всех, запускавшихся в качестве основной нагрузки на ракете-носителе Falcon 9, однако его предполагается вывести не на низкую, а на высокоэллиптическую орбиту Земли. При отделении от второй ступени ракеты он должен находиться на орбите 200 x 27 000 км. Пять дней в графике отведено на проверки систем космического аппарата. Включение научных приборов запланировано на 7-8 день после запуска. 16 мая космический аппарат выполнит гравитационный маневр у Луны, который направит его на финальную орбиту. Апогей рабочей орбиты TESS составит 373 тысяч км, перигей должен быть поднят до 108 тысяч км. Период обращения спутника на этой орбите составит 13,7 суток. Это так называемая P/2-резонансная орбита Луны. Спутник на ней полностью избегает радиационных поясов Ван-Аллена, а его апогей будет находиться в 90 градусах от Луны в плоскости вращения вокруг Земли.

Начало основной миссии TESS запланировано на 12 июня.

Если запуск космического аппарата сегодня ночью не состоится, попытки вывести его на орбиту продлятся до 21 апреля, а затем 23-26 апреля. В случае дальнейших переносов расписание миссии придется пересматривать.