Межпланетная исследовательская станция «Кассини» завершила свою работу 15 сентября 2017 года. За 13 лет службы на орбите Сатурна она провела множество наблюдений не только самой планеты, но и ее спутников. Один из них – Титан – имеет не проницаемую для обычных камер атмосферу, поэтому для изучения его поверхности широко использовался радар.

Радар «Кассини» отснял 9% поверхности Титана в высоком разрешении и еще 25-30% в низком. На основе этих данных, используя интерполяционные алгоритмы и алгоритмы коррекции ошибок съемки с различных траекторий, ученые построили глобальную топографическую карту Титана. Она была представлена в журнале Geophysical Review Letters 2 декабря 2017 года.

На карте обнаружены новые элементы рельефа Титана, включая несколько гор высотой не более 700 м. Ученые подтвердили существование двух низменностей в районе экватора, которые могут быть либо древними высохшими морями, либо застывшими лавовыми потоками.

Помимо этого, благодаря новой топографической карте удалось сделать три важных открытия. Им посвящена отдельная статья в Geophysical Review Letters.

Во-первых, выяснилось, что метановые моря на Титане имеют общую эквипотенциальную поверхность, аналогичную уровню моря на Земле. Точность измерения высоты поверхности океана на Титане составила до 40 см. Планетологи обнаружили, что при изменении гравитационного потенциала при движении Титана по орбите вокруг Сатурна, уровень поверхности двух озер относительно центра массы спутника колебался на 11 м.

Во-вторых, ученые подтвердили, что между морями или, точнее, озерами на спутнике Сатурна существует связь благодаря перетоку жидкости в грунте. Они измерили высоту различных озер – как наполненных жидким метаном, так и временно пустых. Выяснилось, что озера могут существовать на сотни метров выше уровня моря, но в отдельных бассейнах уровень дна высохших озер всегда находится выше уровня дна озер, наполненных жидкостью. Опустевших озер, которые бы находились ниже полных внутри одного бассейна, обнаружить не удалось. Это свидетельствует о существовании подповерхностной связи, которая перераспределяет жидкость между озерами под действием сил гравитации. Таким образом, на Титане есть «грунтовый углеводород», аналогичный грунтовым водам на Земле.

Третье открытие касается формы озер. Большая их часть находится в углублениях с резко обрывающимися берегами, окруженных высокими горными хребтами – их высота может достигать сотни метров. В чем-то они напоминают карстовые озера, образующиеся при растворении горных пород и обрушении поверхности Земли. Как и карстовые озера, озера на Титане являются закрытыми, т.е. не имеют водотоков, способных обеспечить поступление и отток жидкости. Однако карстовые озера на Земле имеют пологие берега.

Форма некоторых озер указывает на процесс равномерного отступания склонов, при котором границы озера расширяются раз за разом на примерно одинаковую величину. Например, самое крупное озеро на юге выглядит как серия мелких озер, объединившихся в единый элемент рельефа.

Объяснить форму и расширение озер ученые пока не могут.

Ссылка: news.cornell.edu