Сегодня в РИА Новости было опубликовано интервью заведующего лабораторией физических исследований поверхности планет отдела физики планет ИКИ РАН Даниила Родионова. Он рассказал о научных инструментах, которые Институт космических исследований разрабатывает для посадочного модуля миссии ExoMars, и о работе над проектом в целом.

Как известно, в российско-европейской миссии ExoMars-2020 российская сторона отвечает за запуск космического аппарата на отлетную траекторию и десантный модуль. Разработкой последнего занимается НПО им. Лавочкина. Научную аппаратуру в России создает Институт космических исследований РАН. Подробнее о десантном модуле можно прочитать по ссылке.

Целиком интервью можно прочитать здесь. Ниже приведены наиболее важные новости.

1. Запуск космического аппарата должен состояться ориентировочно 24 июля 2020 года. График разработки научных приборов не должен привести к переносу даты старта: космический аппарат полетит, даже если какие-то приборы не будут готовы. Поэтому основное беспокойство вызывает ход работы в НПО им. Лавочкина, которое славится регулярными нарушениями графика.

Финальная сборка десантного модуля будет проходить в Европе на предприятиях компании Thales Alenia Space. Модуль отправят из России отдельно от научной аппаратуры, которая будет установлена уже в Италии. Испытания модуля будут проводиться на предприятии в Каннах, оттуда он вернется обратно в Италию, а затем отправится на Байконур. Ожидается, что на космодром аппарат прибудет в мае 2020 года.

2. На посадочной платформе будет установлен блок из четырех RGB-камер, которые позволят сделать панораму места посадки. Разрешение каждой камеры – 2048x2048 пикселей.

3. Инженеры отказались от использования российского бортового компьютера на десантном модуле. Из-за дефицита массы на модуле будет один европейский компьютер и российский блок интерфейсной памяти для управления научными приборами.

4. Метеорологический комплекс посадочной платформы будет состоять из более чем десяти приборов, включая датчики освещенности, скорости ветра, температурные датчики, а также датчик влажности, пылевой датчик и микрофон. Ученые надеются впервые записать шум ветра у поверхности Марса.

5. ИКИ РАН известно своими нейтронными детекторами, которые используются на научно-исследовательских аппаратах (включая марсоход Curiosity) для обнаружения воды. Установленный на посадочной платформе прибор «Адрон-ЭМ» продолжит развивать это направление. В частности, он будет не пассивно замерять количество нейтронов, а получит собственный генератор частиц. Полученная им информация будет использоваться совместно с данными европейского радара Wisdom для изучения распределения запасов воды под поверхностью Марса.

6. На посадочной платформе будет два европейских научных прибора: HABIT и LARA. Одной из амбициозных задач HABIT является определение наличия водяного пара рядом с поверхностью. LARA – достаточно сложный прибор в плане постановки эксперимента. Основными его задачами являются определение ориентации и вращения Марса. Ожидается, что LARA поможет определить точное расстояние до Марса.

7. Ожидаемое время работы посадочной платформы на поверхности Марса – 1 земной год.

Ссылка: ria.ru