Запуск научно-исследовательской станции «Чанъэ-5» (Chang’e-5) может не состояться в этом году. Об этом сообщило издание ChinaSpaceFlight.com. В свежих презентациях проекта также фигурирует новая дата запуска.

Цель миссии «Чанъэ-5» – доставка на Землю образца лунного грунта. По схеме исполнения китайская миссия больше похожа на американские пилотируемые экспедиции «Аполлон», чем на советские автоматические станции серии «Луна». После выхода космического аппарата «Чанъэ-5» на орбиту Луны, от него отделится посадочный модуль и самостоятельно приземлится в районе пика Рюмкера в океане Бурь. Там он проведет комплекс наблюдений и отберет пробу грунта массой до 2 кг. Образец будет загружен во взлетный аппарат, который взлетит с Луны и на ее орбите состыкуется с орбитальным модулем. Там капсула с образцом будет перегружена в возвращаемый аппарат. Орбитальный модуль обеспечит возвращение образца к Земле, а возвращаемый аппарат – его доставку на поверхность нашей планеты.

Для запуска «Чанъэ-5» будет использована новая тяжелая ракета-носитель «Чанчжэн-5» («Великий поход-5», CZ-5, Long March 5). Первый пуск этой ракеты состоялся 3 ноября 2016 года. Ракета успешно доставила спутник связи Shijian 17 на геостационарную орбиту Земли. Однако 2 июля 2017 года в ходе второго пуска CZ-5 со спутником Shijian 18 произошла авария. У одного из двух кислородно-водородных двигателей YF-77 центрального блока ракеты на 350-й секунде полета резко снизилось давление в камере сгорания. Тяги оставшегося двигателя не хватило для выведения головной части на орбиту.

Уже после аварии стало очевидно, что старт миссии «Чанъэ-5», ранее назначенный на 30 ноября 2017 года, вряд ли состоится, пока специалисты не убедятся в надежности ракеты. Если запуск будет перенесен на 2019 год, он может состояться уже после запуска «Чанъэ-4» в 2018 году. Таким образом, хронологическая нумерация китайских лунных миссий восстановится. «Чанъэ-4» является дублером посадочного космического аппарата «Чанъэ-3» успешно запущенного в декабре 2013 года. В отличие от своего предшественника, «Чанъэ-4» должен будет совершить посадку на задней стороне Луны. До этого все автоматические станции и пилотируемые экспедиции совершали посадку на видимой стороне Луны. Как и «Чанъэ-3», «Чанъэ-4» доставит на поверхность спутника Земли небольшой луноход.

Осенью 2014 года Китай запустил испытательную миссию «Чанъэ-5-Т1». Ее целью была проверка технических решений, выбранных для космического аппарата для возврата грунта на Землю. Спускаемый аппарат миссии «Чанъэ-5-Т1» облетел Луну и успешно вернулся на Землю, а служебный модуль остался на сильно вытянутой эллиптической орбите, апогей которой находился на расстоянии 540 тысяч км от Земли. За время своей работы он сделал большое количество фотографий Земли и Луны на ее фоне, включая следующую. На снимке зонда LRO ниже показано место приземления посадочного аппарата миссии «Чанъэ-5».