1. Произведены испытания двигателей системы аварийного спасения корабля Orion.

15 июня американская компания Orbital ATK произвела испытания твердотопливных двигателей, предназначенных для системы аварийного спасения нового пилотируемого корабля Orion. Эта система будет защищать аппарат на первом этапе полета. В случае аварии ракеты-носителя она должна будет обеспечить быстрый увод командного модуля с экипажем на безопасное расстояние.

В ходе испытаний двигатели были установлены на вертикальном стенде соплами вверх. Согласно предварительным данным, 5-секундный прожиг прошел успешно. В ближайшие месяцы планируются испытания парашютной тормозной системы корабля Orion и воздушных подушек, которые должны срабатывать перед посадкой в океан.

Первый беспилотный полет корабля в настоящее время ожидается в 2019 году. Точная дата запуска пока не определена, однако, согласно неофициальным данным, НАСА назначит его на третий квартал.

Видеозапись испытаний доступна здесь.

2. Китай запустил рентгеновскую обсерваторию HXMT.

14 июня Китай при помощи ракеты-носителя CZ-4B («Великий поход 4B») вывел на орбиту космическую обсерваторию HXMT (Hard X-ray Modulation Telescope), предназначенную для сканирования неба в рентгеновском диапазоне. Начало ее работы изначально было запланировано на 2010 год.

По сравнению с предыдущими рентгеновскими обсерваториями, HXMT отличается большим углом обзора и чувствительностью к широкому диапазону энергий. На космическом аппарате установлено три инструмента: высокоэнергетический телескоп (20-250 кЭв), среднеэнергетический телескоп (5-30 кЭв) и телескоп, чувствительный к низкоэнергетическому рентгеновскому излучению (1-15 кЭв).

Перед научной миссией HXMT ставятся две основные задачи. Первая – картирование неба. Ожидается, что космический аппарат найдет много новых источников рентгеновского излучения. Вторая задача – углубленное изучение непостоянных и спектральных параметров нейтронных звезд и аккреционных дисков черных дыр.

Масса спутника HXMT составляет 2,8 т. Его размеры – 2,0x2,0x2,8 м. Рабочая орбита – солнечно-синхронная высотой 500 км с наклонением 97,5°.

3. Очередной китайский запуск мог завершиться частично неудачно.

Китайский коммуникационный спутник Zhongxing-9A (ChinaSat 9A), запущенный вчера вечером на ракете CZ-3B/E («Великий поход 3B/E»), мог не выйти на запланированную орбиту. Пока эта информация не подтверждена ничем кроме того факта, что в положенное время не был опубликован пресс-релиз об успешном запуске космического аппарата. По слухам, появившимся на китайских форумах, космический аппарат вышел на связь после выведения, однако он оказался на орбите ниже расчетной, что может указывать на проблемы, возникшие на этапе работы второй или третьей ступени ракеты. Пока нет информации о фактической орбите, нельзя сказать, хватит ли спутнику топлива для самостоятельного довыведения.

Видеозапись пуска:

UPD. Агентство Синьхуа подтвердило, что запущенный вчера коммуникационный спутник не смог достичь запланированной орбиты.

UPD 2. Космический аппарат Zhongxing-9A в результате аварии третьей ступени ракеты оказался на орбите высотой 193 x 16357 км с наклонением 25,68 градусов. Такая орбита оставляет очень мало шансов на спасение спутника. Zhongxing-9A является первым китайским спутником для обеспечения теле- и радиосвязи собственного производства. Его масса превышает 5 т.