К 2017 году астрономы достигли больших успехов в изучении планет за пределами Солнечной системы. Найдены тысячи таких тел, для которых определены базовые орбитальные характеристики, а в некоторых случаях у ученых есть и информация и о некоторых физических свойствах экзопланет.

Инструментов для изучения экзопланет остается очень немного. Часть характеристик (например, температуру поверхности ил атмосферы) ученые вычисляют по орбитальным параметрам планеты. Кроме этого, различные телескопы способны определять свойства атмосферы по спектру света звезды, прошедшего сквозь нее при транзите планеты перед своей звездой. Несмотря на накопленный массив данных, наши представления об экзопланетах остаются достаточно примитивными.

Недавно американские астрономы использовали телескоп Хаббл, чтобы сделать снимки двух планет – WASP-67 b и HAT-P-38 b. Обе являются горячими газовыми гигантами, вращающимися на низкой орбите около желтых карликов. Их орбитальные периоды составляют около 4,5 дней.

Поскольку обе планеты находятся в одинаковых условиях, ученые предполагали, что их атмосферы тоже должны выглядеть примерно одинаково. Однако данные о химическом составе, полученные по спектральному анализу снимков Хаббла, опровергли это предположение. Атмосфера планеты WASP-67 b на глубине, доступной для измерений, оказалась более облачной, чем у HAT-P-38 b. Количество облаков определяется по спектру воды и обратно ей пропорционально: чем более облачной является атмосфера, тем меньше в ней паров воды.

Облака на горячих газовых гигантах сильно отличаются от земных. Они являются щелочными по составу и состоят из таких молекул, как сульфид натрия и хлорид калия.

Средняя температура атмосфер WASP-67 b и HAT-P-38 b должна составлять около 700 градусов Цельсия. В результате действия приливных сил эти планеты всегда повернуты к своим звездам одной стороной. Из-за этого облачный покров на WASP-67 b должен отличаться от облаков Юпитера. По мнению ученых, он не распределен по многим регионам в разных широтах, а сконцентрирован на одном поясе в районе экватора. По этому поясу происходит медленный перенос тепла с дневной стороны планеты на ночную.

Поскольку сейчас планеты находятся в одинаковых условиях, астрономы предполагают, что разница в составах их атмосфер связана с прошлым планет. Согласно широко распространенной теории, газовые гиганты, находящиеся на низких орбитах, должны были образоваться на гораздо большем расстоянии от своих звезд. Если WASP-67 b и HAT-P-38 b формировались на разных орбитах в различных условиях, это может объяснить разницу в их составе.