1. NanoRacks планирует установить на МКС частный шлюз в 2019 году.

Американская компания NanoRacks, зарабатывающая на запусках микроспутников с борта МКС, получила от разрешение на реализацию нового проекта – установку постоянно действующего шлюза. Этот шлюз будет использоваться для проведения экспериментов по заказу частных компаний и пакетных запусков «кубсатов».

О достижении соглашения с НАСА, которое стремится постепенно передать инициативу в работе на низкой орбите Земли частным компаниям, NanoRacks объявила в понедельник 6 февраля. Для реализации этого проекта компания заключила соглашение о партнерстве с корпорацией Боинг. Он разработает и построит для шлюзового модуля стыковочный механизм, а также поможет в поиске клиентов. Инвестиции Боинга оцениваются в 15 млн долларов.

На данный момент для запуска микроспутников-«кубсатов» с борта станции NanoRacks использует шлюзовую камеру, установленную в японском модуле «Кибо». Этот шлюз открывается в среднем десять раз в год. Половина работ осуществляется по японской научной программе, а остальные распределяются НАСА между партнерами, включая космические агентства стран-участников программы МКС и частные компании наподобие NanoRacks. Японская камера довольно мала. Собственный модуль NanoRacks будет примерно в пять раз больше, и с помощью дополнительной пусковой системы он сможет обеспечивать запуск до 192 «кубсатов» за раз.

Вероятнее всего, шлюзовой модуль будет доставлен на станцию в негерметичном «багажнике» корабля Dragon и затем при помощи руки-манипулятора он будет пристыкован к модулю Tranquility («Спокойствие»). Это событие запланировано на 2019 год.

2. Германское космическое агентство подтвердило намерение запустить в космос оранжерею в этом году.

Весной в Германии должна быть завершена сборка летного образца научного спутника Eu:CROPIS. Целью миссии является экспериментальное изучение развития растений во внеземных условиях.

Космический аппарат будет находиться на 600-километровой орбите Земли в течение года. Первую половину срока он будет вращаться с небольшой скоростью, симулируя гравитацию на лунной поверхности (0,16 g), вторые полгода – на увеличенной скорости для симуляции условий Марса (0,38 g). Внутри аппарата в герметичном отсеке под давлением 1 атм будет расположена оранжерея, в которой ученые надеются вырастить космические томаты. Наблюдать за их развитием будут сразу 16 камер.

Германские ученые намерены использовать симбиотическую взаимосвязь между одноклеточными водорослями (эвгленами) и бактериями для снабжения растений питательными веществами. Периодически на грядку будет подаваться синтетическая моча, пропущенная через очистные фильтры, которые связаны с колонией микроорганизмов. Эвглены будут расщеплять аммиак до нитритов, а затем – до нитратов, освобождая его от токсичных для растений элементов. Нитраты затем будут подаваться в качестве удобрения томатам.

Запуск аппарата запланирован на конец 2017 года на ракете-носителе Falcon 9. Нельзя исключать того, что он будет перенесен на начало 2018 года.