1. Марсоход Curiosiry переключен на запасной компьютер.

В конце октября американский марсоход Curiosity продолжил выполнение научной программы, приостановленное в июне с началом глобальной пылевой бури на Марсе. В конце октября он прошел 60 м, в результате чего общая длина пройденного им маршрута преодолела отметку в 20 км.

Curiosity был активирован в сентябре после окончания пылевой бури. Вскоре инженеры обнаружили, что компьютер марсохода не сохраняет в долговременную память журнал событий и научные данные начиная с 15 сентября. Аппарат передает только ограниченные инженерные данные из кратковременной памяти, доступные в периоды связи с Землей.

3 октября марсоходу была передана команда переключиться на резервный бортовой компьютер Side-A. Это позволит инженерам провести диагностику основного компьютера, который называется Side-B. Это не первое переключение между компьютерами: первые 200 марсианских дней основным был именно Side-A, но затем марсоход был переведен на запасной комплект из-за «проблем с программным обеспечением и оборудованием», из-за которых аппарат потерял управление и начал терять энергию. Тогда Curiosity удалось переключить на Side-B. Инженеры провели диагностику памяти компьютера Side-A, по результатам которой ему был присвоен статус запасного.

Пока что специалисты в Лаборатории реактивного движения НАСА настроены оптимистично. Они считают, что смогут разобраться в проблеме в компьютере Side-B, которая препятствует использованию запоминающего устройства. Окончательный переход на Side-A остается запасным планом.

2. SpaceX получила сертификацию NASA для запуска наиболее дорогих научных миссий.

Скоро ракеты-носители Falcon 9 смогут использоваться не только для запуска пилотируемых кораблей, но и для отправки к другим телам Солнечной системы наиболее дорогих амбициозных научно-исследовательских миссий. В сертификации средств выведения НАСА ракете Falcon 9 была присвоена третья категория. Это подтвердила в своем заявлении президент SpaceX Гвен Шотвелл. В прошлом Falcon 9 вывела на орбиту два недорогих космических аппарата для НАСА: спутник зондирования океанов Jason-3 и телескоп для поиска экзопланет TESS.

Важно отметить, что речь идет только о Falcon 9, но не о более тяжелой ракете Falcon Heavy, которая, теоретически, могла бы применяться для запуска тяжелых исследовательских станций к дальним планетам Солнечной системы.

Еще одно любопытное заявление сделал основатель SpaceX Илон Маск в своем твиттере. Он заявил, что уже в следующем году – точнее, в июне – вторая ступень Falcon 9 может быть заменена на уменьшенный аналог корабля BFS. BFS – это вторая ступень и космический корабль сверхтяжелой многоразовой ракетно-космической системы, которую SpaceX разрабатывает «в инициативном порядке». Маск также отметил, что целью такой замены будет отработка управления ступенью при полете в атмосфере на высоких скоростях и испытания теплозащитного покрытия. Реактивная посадка экспериментальной второй ступени в планы SpaceX не входит. Будет ли такая ступень одноразовой, или ее попытаются поймать в сеть, как обтекатель, пока непонятно. Собственно реактивную посадку SpaceX планирует испытывать на полномасштабном макете BFR, постройка которого уже началась.

Конечно, основной версией Falcon 9 останется эксплуатируемая сейчас Block 5 с классической второй ступенью. Она сертифицирована для запуска грузовых пилотируемых кораблей Dragon 2 к МКС. Демонстрационная вторая ступень будет отличаться от нынешней ступени особой системой управления, формой, наличием теплозащитного покрытия и, вероятно, применением кислородно-метанового двигателя Raptor вместо кислородно-керосинового Merlin-1D. Также возможно, что головной обтекатель Falcon 9 станет составной частью второй ступени, как это предполагается для полноразмерной BFR/BFS. О диаметре экспериментальной ступени пока информации нет.

1. OSIRIS-REx сфотографировал астероид Бенну со всех сторон.

Из снимков, полученных с американской межпланетной станции OSIRIS-REx, была составлена анимация вращения астероида Бенну. Снимки были сделаны 2 ноября, когда расстояние до астероида составляло около 197 км. Угловое смещение Бенну за счет вращения вокруг своей оси между соседними снимками – 10 градусов.

Посмотреть анимацию можно здесь.

2. Казахстан объявил, что выведет свои новые спутники на орбиту на ракете-носителе Falcon 9 из-за предложенной выгодной цены.

Речь идет о запуске двух изготовленных в Казахстане кубсатов KazSaySat и KazistiSat с камерой для дистанционного зондирования Земли.

Новость породила много домыслов о стоимости российских ракет, однако в случае кластерного запуска стоимость выведения одного спутника почти не зависит от стоимости ракеты-носителя, а потому выбор Казахстана не означает, что российские «Союзы» дороже Falcon 9. Обычно провайдер для запуска кубсатов выбирается по многим параметрам, включая не только цену, но и оперативность (зачастую ждать подходящей ракеты приходится годами) и целевую орбиту (которая при кластерном запуске определяется потребностями множества спутников, а не отдельного заказчика) и т. д. Цена, в свою очередь, зависит от множества параметров. При кластерных запусках общее число заказчиков снижает цену, при попутном выведении многое зависит от массы основного космического аппарата и количества претендентов на свободное место. Таким образом, стоимость запуска одинаковых спутников на одинаковых ракетах-носителях от случая к случаю может существенно меняться.

«Некоторые спутники ждут запуска три года», – отметил министр оборонной и авиакосмической промышленности Казахстана Бейбут Атамкулов. – «Всё зависит от того, как долго вы будете держать этот спутник на очереди для запуска. Да, может, можно ещё дешевле найти. Через три, четыре года... Но мы теряем время. Мы ещё в 2017 году должны были спутник запустить, но так как программа была свёрнута, мы выбрали SpaceX».

Изначально предполагалось, что для выведения двух кубсатов будет использована российско-украинская конверсионная ракета «Днепр», однако эксплуатация этих ракет сейчас фактически прекратилась. Теоретически, запуск на солнечно-синхронную орбиту был возможен в качестве попутной нагрузки на ракете-носитель «Союз-2», но на разгонном блоке «Фрегат» либо не нашлось места, либо Главкосмос – провайдер запуска попутной нагрузки на «Союзах» – на ближайшие запуски «Союза» на подходящие орбиты запросил больше, чем SpaceX. По информации informburo.kz, запуск двух кубсатов обойдется Казахстану в $1,3 млн.

3. Стартап Orbit Fab испытает технологию дозаправки спутников на МКС.

На следующем грузовом корабле Dragon, который должен отправиться к Международной космической станции 4 декабря, будут запущены два экспериментальных аппарата от калифорнийского стартапа Orbit Fab. Эта компания ставит себе целью создать группировку космических «топливных танкеров» для дозаправки спутников.

Два демонстратора-кубсата будут испытываться внутри МКС. Их задача – перекачать воду из одного аппарата в другой. Таким способом разработчики хотят испытать свою систему передачи топлива в невесомости.

В случае успеха, не ранее конца следующего года Orbit Fab намерена запустить уже полноценный спутник.

В последние несколько лет в Китае появилась целая плеяда небольших частных космических компаний. Сейчас они уже демонстрируют существенные успехи, хотя пока до космического запуска не дошел ни один стартап. Я, конечно, ни в коем случае не причисляю себя к экспертам по китайской космонавтике, но хочу высказать свое мнение и объяснить, почему у нас на сайте новостей о китайской частной космонавтике практически нет.

Расцвет космических стартапов в Китае начался после 2014 года, когда Госсовет впервые объявил, что готов приветствовать частные инвестиции в отрасль. Сейчас на слуху несколько компаний, которые занимаются разработкой своих средств выведения.

LandSpace разрабатывает ракету-носитель сверхлегкого класса «Чжуцюэ-1» (Zhuque 1, 300 кг на 300-километровую орбиту) с твердотопливными двигателями и, в перспективе, ракету среднего класса «Чжуцюэ-2» (4 т на 200-километровую орбиту). Компания планирует использовать кислородно-метановые двигатели на своей второй ракете, и их прототипы уже успешно испытываются на стенде. На разработку «Чжуцюэ-1» LandSpace планирует потратить $14 млн. В ходе испытательного пуска в конце октября ракета не смогла выйти на орбиту. Официальная причина – утечка топлива, вызванная неполадками в системе управления ориентацией третьей ступени.

Компания OneSpace в этом году успешно испытала суборбитальную ракету OS-X, поднявшуюся на высоту 40 км. Суммарные инвестиции в компанию в августе этого года достигли $116 млн. Орбитальный носитель OS-M1 должен будет выводить 205 кг на 300-километровюу орбиту. На нем и последующих носителях OneSpace планирует использовать твердотопливные двигатели.

В апреле этого года суборбитальная ракета Hyperbola-1 компании i-Space достигла высоты 108 км. В 2021 году предполагается начать эксплуатацию орбитальный ракеты Hyperbola-1 грузоподъемностью 300 кг.

Еще одна компания, Linkspace, занимается разработкой частично многоразовых ракет с возвращаемой первой ступенью. Ракета Lew Line 1 должна будет выводить до 200 кг на солнечно-синхронную орбиту высотой 245-550 км.

Руководители китайских космических стратапов не скрывают, что вдохновляются примером SpaceX и Илона Маска. Давайте, однако, посмотрим, какие факторы позволили добиться успеха SpaceX. Это доступность инвестиционного капитала. Твердый государственный контракт, обеспечивший финальную стабильность. Выход на крупный рынок запусков на геопереходную орбиту. Доступность высококвалифицированной рабочей силы.

Американское правительство готово поддерживать и поддерживает новые космические компании, как законодательно, так и при помощи хорошо оплачиваемых контрактов. Да, ракета Falcon 9 является многоразовой, но она стала такой уже после того, как SpaceX достигла успеха и вытеснила с рынка «Протон-М», а также серьезно потеснила Ariane 5. Реально же низкая цена на Falcon 9 была достигнута за счет высокой серийности производства. Как мы знаем, дешевый российский «Союз» также производится почти серийно, а себестоимость «Протона» резко подскочила после сокращения объемов производства.

Чем отличается ситуация в Китае? Как показывает практика, в Китае очень большой инвестиционный капитал – даже слишком большой. Откровенные мошенники без проблем могут собрать миллиарды долларов. Космические стартапы уже смогли собрать десятки миллионов, так что с этой стороны им ничего не грозит. Зато – и это важно – следует помнить, что наличие больших инвестиций в Китае не обязательно означает, что за ними что-то стоит.

Государство в Китае готово в определенной степени поддерживать новые фирмы. Например, потерпевшая аварию ракета-носитель «Чжуцюэ-1» должна была вывести на орбиту микроспутник государственной вещательной корпорации CCTV. Однако готово ли правительство стать якорным заказчиком? Для НАСА и Пентагона нет принципиальной разницы между «старыми» ракетами компании ULA и новыми от SpaceX. В Китае же выбирать придется между государственными ракетами, созданными на свои деньги на своих предприятиях, и чужими. В этом смысле Китай похож на Россию: Роскосмос, в принципе, не против частных инвестиций. Но ему-то свои организации кормить надо. Пока что интерес китайского государства к этому направлению вылился в немного странную форму – создание госстартапа ExPace.

В обозримой перспективе рынок запусков на ГПО и ГСО для китайских стартапов закрыт. Государство, заказывающее запуски на высокие орбиты, не откажется от содержания своих предприятий с линейкой ракет «Великий поход», а запуск спутников с американскими комплектующими на китайских ракетах невозможен из-за ограничений ITAR. Что касается рынка запуска микроспутников, то, как говорят многие эксперты, он уже перенасыщен, не успев толком зародиться. Компания RocketLab безболезненно откладывает второй пуск ракеты Electron на полгода, а на подходе уже Virgin Galactic и куча других американских фирм. Для заказчиков, которых интересует цена запуска, в приоритете останется выведение в качестве попутной нагрузке. Остаются запуски на конкретные целевые орбиты, но их откровенно мало для такого количества операторов.

Благодаря достигнутым техническим успехам китайские космические стартапы выглядят серьезно и перспективно, но эти успехи объясняются доступностью капитала и инженеров. Реальной бизнес-модели за этими компаниями не прослеживается, да и к выбранным технологическим решениям есть вопросы. Например, применение многоразовости на сверхлегком носителе – очень странная идея, учитывая, какое важное значением для малых ракет имеет массовое совершенство. Пока что китайская частная космонавтика, с моей точки зрения, выглядит как классический образец карго-культа. Эти фирмы подражают американскому «новому космосу» без четкого понимания, для чего они это делают и как будут зарабатывать на своей деятельности. Благодаря доступности инвестиций, они с легкостью могут дойти до орбитальных запусков. Но это совсем не обязательно значит, что у них есть будущее.

Роскосмос завершил расследование аварии ракеты «Союз-ФГ» 11 октября.

11 ноября произошла авария ракеты «Союз-ФГ», которая должна была вывести на орбиту пилотируемый корабль «Союз МС-10» с космонавтом Алексеем Овчининым и астронавтом Ником Хейгом. Благодаря работе системы аварийного спасения, корабль совершил посадку, и его экипаж не пострадал.

Расследование причин произошедшего заняло менее трех недель. Председатель аварийной комиссии Олег Скоробогатов на специальной конференции в четверг 1 ноября заявил: «Пуск завершился аварией ракеты-носителя из-за нештатного отделения одного из боковых блоков (блок «Д»), ударившего носовой частью центральный блок (блок «А») в районе бака горючего, что привело к его разгерметизации и, как следствие, к потере стабилизации ракеты».

Причина нештатного разделения – не открывшаяся крышка сопла увода бака окислителя блока «Д» из-за деформации штока датчика контакта разделения (изгиб на 6˚45‘), допущенной при сборке «пакета» на космодроме Байконур. Причина аварии носит эксплуатационный характер и распространяется на другие уже собранные ракеты-носители типа «Союз».

«Система аварийного спасения корабля «Союз МС-10» сработала в соответствии с заложенной логикой. Экипаж действовал в соответствии с требованиями бортовой инструкции и указаниями Центра управления полетами». – говорится в сообщении Роскосмоса.

Также Роскосмос опубликовал видео с камеры, которая была установлена на ракете «Союз-ФГ». Камеры устанавливаются на ракетах, выполняющих запуски по пилотируемой программе, с февраля 2017 года, однако обычно видео с них не публикуется. С лета 2018 года («Союз МС-09») камера также стоит на пилотируемом корабле «Союз». Кадры с нее можно наблюдать в трансляции запуска.

Завершена американская научная миссия Dawn.

Космический аппарат Dawn («Рассвет») был запущен в 2007 году. Целью миссии было изучение древних объектов Главного пояса астероидов. Отличительной особенностью аппарата стало использование электрореактивной (ионной) маршевой двигательной установки. Благодаря ей Dawn смог изучить сразу два объекта: астероид Веста и карликовую планету Церера. В 2011 год он достиг астероида, проработал более года на его орбите, а затем направился к Церере. С апреля 2015 года Dawn находился на орбите карликовой планеты.

После того, как основная миссия Dawn была завершена, он был перенаправлен на низкие орбиты. В августе он опустился на высоту в несколько десятков километров над поверхностью Цереры.

Продолжительность работы космического аппарата ограничивали запасы топлива (гидразина) в системе управления ориентацией. Особенно эта проблема обострилась после множественных отказов маховиков, из-за чего роль двигателей резко возросла.

Очередные сеансы связи с Dawn были запланированы на 31 октября и 1 ноября, но они не состоялись. Изучив все возможные причины, специалисты пришли к выводу, что отсутствие связи вызвано отсутствием топлива на борту аппарата. Таким образом, миссию Dawn можно считать завершенной. Всего за свои 11 лет в космосе этот аппарат пролетел 6,9 млрд километров. Он будет оставаться на орбите в ближайшие несколько десятков лет (не менее 50 лет с вероятностью 99%), после чего упадет на поверхность Цереры.

Выше приведены снимки, которые Dawn сделал в последние месяцы своей работы.

Американская исследовательская станция OSIRIS-REx продолжает свое сближение с астероидом 101955 Бенну. 29 октября камера PolyCam, установленная на этом космическом аппарате, запечатлела астероид в рекордно высоком разрешении. C расстояния 330 км в течение приблизительно одной минуты было сделано восемь снимков. За время съемки космический аппарат продолжал движение, и между первым и последним снимками поворот астероида составил 1,2 градуса. Специалисты использовали специальный алгоритм обработки изображений, чтобы на основе полученных восьми снимков построить одну фотографию высокого разрешения.

Северный полюс астероида находится в верхней части изображения.

23 октября с расстояния 3 тысячи км камера PolyCam сняла серию изображений, из которых была составлена анимация вращения Бенну вокруг своей оси.

Подробнее о миссии OSIRIS-REx можно прочитать здесь.

Ссылка: asteroidmission.org

26 ноября американский исследовательский космический аппарат InSight должен достичь Марса и выполнить мягкую посадку на его поверхность. После этого он раскроет свои солнечные панели и активирует руку-манипулятор, однако передвигаться по поверхности Марса, в отличие от предыдущих американских аппаратов, InSight не будет. Целью этой небольшой миссии, является изучение геологического строения Марса в точке посадки. InSight был разработан и запущен в рамках программы американского космического агентства Discovery, по которой финансируются низкобюджетные научно-исследовательские миссии.

Один из важнейших инструментов InSight, сейсмометр SEIS, попытается зафиксировать подземные толчки на Марсе. Он способен заметить тектоническую активность в любой точке планеты. Если это удастся, по длине сейсмических волн и скорости их распространения ученые получат представления о внутреннем устройстве Марса. SEIS является в тысячи раз более чувствительным, чем сейсмометры, которые были установлены на посадочных станциях «Викинг». А потому для проведения измерений он будет изолирован от ветра и резких перепадов температуры специальным защитным покрытием.

Еще один интересный инструмент InSight – пенетратор HP3. Он «проткнет» Марс на глубину до 5 м под поверхность, после чего начнет измерять температуру грунта под поверхностью планеты.

Район посадки InSight находится на Равнине Элизиум.

На пути к Марсу InSight сопровождают два экспериментальных спутника-кубсата MarCO-A (EVE) и MarCO-B (Wall-E). Их задача – продемонстрировать возможность использования «кубсатов» для выполнения небольших задач в научных миссиях в дальнем космосе. В будущем НАСА планирует более широко использовать «кубсаты». В частности, спутники этого формата будут запущены к Луне в ходе первого пуска сверхтяжелой ракеты SLS. На аппараты MarCO особых задач не возлагается. Они должны будут просто отснять отделение и вход в атмосферу Марса станции InSight.

3 октября MarCO-B при помощи своей широкоугольной камеры сделал приведенный выше снимок. Точка в центре его правой нижней четверти – это Марс, к которому и направляется космический аппарат. Справа находится узконаправленная антенна, слева снизу – привод этой антенны, а в верхнем левом углу – кусок термозащиты. Снимок сделан с расстояния около 12,8 млн км.

Ссылки: jpl.nasa.gov, jpl.nasa.gov

Сегодня в 3:15 мск с космодрома Плесецк стартовала ракета «Союз-2.1б» с военным спутником «Космос-2528». Как сообщает Минобороны, запуск прошел успешно. Считается, что под номерным именем «Космос-2528» запущен спутник радиотехнической разведки «Лотос-С1», разработанный РКЦ «Прогресс» и петербургским «Арсеналом».

10 октября произошла авария ракеты «Союз-ФГ», которая должна была вывести на орбиту пилотируемый корабль «Союз МС-10» с космонавтом госкорпорации «Роскосмос» Алексеем Овчининым и астронавтом НАСА Ником Хейгом. Работа аварийной комиссии, расследующей причины аварии, еще не завершена, а потому отказ от переноса сегодняшнего пуска «Союза» вызывает некоторое удивление.

Ссылка: function.mil.ru